«…как мало мы в состоянии удержать в нашей памяти, как много всего постоянно предается забвению, с каждой угасшей жизнью, как мир самоопустошается оттого, что бесчисленное множество историй, связанных с разными местами и предметами, никогда никем не будут услышаны, записаны, рассказаны…»
/В.Г.Зебальд. Аустерлиц/
Сергей Лозница весьма неудобный режиссер для российского зрителя. Некоторые его художественные фильмы, названы нашей официозной прессой антироссийскими – это мрачная чернуха для интеллектуалов «Счастье мое» (2010) и неоднозначная драма (а может трагикомедия?) «Донбасс» (2018). К сожалению, нас так видят со стороны (С.Лозница – украинский режиссер, эмигрировавший в Германию) и вспоминается анекдот о том, что если третий подряд муж бьет по морде, то, может быть, дело не в муже, а в морде… Однако, справедливости ради, он неудобен не только для нас. «Аустерлиц» это документальный кинофильм, который снят в музейных комплексах на территории концентрационных лагерей времен Второй мировой Дахау, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау. Безоценочный и беспристрастный и без какого-либо осуждения. Да и кто возьмется осуждать современных туристов? Их поведение вполне естественно – эти бесконечные фотосессии на фоне… Это обычные люди, ничего такого выходящего из ряда вон. Просто съемки, как констатация факта, без авторского комментария. Но если смотреть, не отвлекаясь, в тишине, в темноте и на большом экране…, все происходящее в фильме превращается в какую-то сюрреалистичную картину. Удивительный и неприятный, я бы даже сказал человеконенавистнический фильм об отсутствии исторической памяти и утрате связи поколений. Главный приз Международного фестиваля документального и анимационного кино в Лейпциге и номинация Европейской киноакадемии.
*Примечательно, но несколько лет назад я носился с нашумевшей, в свое время, документальной картиной, почти на ту же тему, но только уже про нас «Холокост — клей для обоев?» – реж. Мумин Шакиров (2013). Я его рекомендовал всем и вся: и друзьям и коллегам и просто знакомым – конечно же, никто не посмотрел. Помнится, одна любопытная реакция. Я порекомендовал его одной знакомой учительнице (из нашего поколения). Естественно она тоже не посмотрела. Зато прочитала аннотацию и принялась рассуждать в стиле «Вот она нынешняя молодежь – ничего не знает и не хочет знать…», «А вот мы были совсем другие, мы были чище, умнее, лучше…» и все подобные набившие оскомину мантры повторяемые из поколения в поколение в адрес молодых. М-да… А ведь в этом фильме есть и про наших учителей. Посмотрите сначала его, он снят в более традиционном и понятном формате.