«Мистер Робот» / Mr. Robot — созд. Сэм Эсмейл, 2015-2019 (технотриллер, драма, психологический триллер)

mr-robot
Picture from www.kinopoisk.ru

Управляем ли мы своей жизнью? Может, мы просто пользуемся тем, что приходит к нам само. Мы без конца выбираем между двумя вариантами, например две картины у вас в приемной… «Cola» или «Pepsi», «McDonald’s» или «Burger King», «Hyundai» или «Honda»… Если присмотреться поближе, станет ясно – это все одно и то же. Перед нами иллюзия выбора. Половина из нас не может выбрать за себя телевидение или газовую компанию, какую воду мы пьём, страховку. Даже если мы сможем выбрать, что это изменит? Если можно выбрать только между «Голубым крестом» и «Голубым щитом», какая на хрен разница? Это ведь одно и то же. Нет, мэм. Наш выбор давно сделали за нас… Давным-давно.
/Мистер Робот/

Эллиот – молодой талантливый программист. Днем он один из лучших сотрудников IT-компании, специализирующейся на кибербезопасности, а ночью хакер, взламывающий всех и вся. Интровертный флегматик и социофоб, всю свою жизнь он пытается справиться со своими демонами с помощью психоаналитика и психотропных препаратов. Однажды, он встречает незнакомца, который приводит его, в группу хакеров-активистов решивших изменить мир…

Идеологическая подоплека «Мистера Робота» – бунт миллениалов, которые не хотят мириться с существующим порядком вещей. Что-то подобное мы уже видели в «Бойцовском клубе». Но то были 90-е. Именно в это время Дэвид Финчер экранизировал одноименный роман Чака Паланика опубликованный, за пару лет до фильма, в 1996 году. Это был бунт против общества потребления, вызванный возмущением последних из поколения яппи, так называемых «белых воротничков». Но времена изменились, теперь молодежь требует справедливости и протестует против всесильных корпораций. Антиглобализм, антикапитализм и левая идеология прослеживается чуть ли не в каждом диалоге и монологе «Мистера Робота». Конечно же, в сюжете присутствуют фантастические допущения и наивные конспирологические упрощения. Хакеры-активисты пытаются устроить революцию, вызвав крах существующей мировой финансово-экономической системы и уничтожить крупную корпорацию, которая является лишь вершиной огромного айсберга состоящего из сверхсостоятельных людей. Но ведь именно в таком мире они и могут существовать как субъекты, как акторы, которые не только взаимодействуют с ним, но и могут его изменять. Пожалуй, в этом и заключается основной конфликт сериала – в борьбе с самими собой. Почему нам иногда кажется, что мы живем какой-то не своей жизнью? Что мы заслуживаем чего-то другого, что все должно быть совсем не так. Может мы это придумали для себя сами и, как и главному герою, нам всю жизнь приходится сражаться со своим вторым Я. Кто же такой Эллиот, как не современный герой? Молодой человек с ментальным расстройством, не всегда способный к адекватным решениям и иногда теряющийся в потемках своего разума, но при этом талантливый требующий справедливости гик. Возможно он – это реалистичная антитеза для Нео из теперь уже ставшей попсой (а может она всегда была таковой?) «Матрицы», выросшей, кстати, из тех же 90-х. Реалистичная, потому что здесь источником зла являются не машины, а люди. И у каждого из них своя мотивация и не всегда антагонист это главный злодей. Но, тем не менее, времена быстро меняются и в грядущих десятилетиях будут уже совсем другие герои.

Сразу после релиза телесериал получил сразу 6 номинаций на «Эмми», в том числе и победу Рами Малека как исполнителя главной роли. В том же году «Мистер Робот» был награжден «Золотым глобусом» как лучший драматический сериал, а за лучшую роль второго плана этой награды был удостоен Кристиан Слейтер. Впоследствии, сериал несколько лет подряд выдвигался на эту премию в различных номинациях и, хотя «Мистер Робот» далек от идеала, в какой-то мере он отражает страхи и надежды IT-индустрии 2010-х, и возможно, поэтому смотрится выигрышно на фоне всей остальной кино- и телепродукции, по схожей тематике, вскружившей головы айтишникам разных поколений, начиная от киберпанка 90-х и заканчивая псевдоинтелектуальными технотриллерами последних лет.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *